Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 96793
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нар..дить­ся на бал, выт..нуть­ся
2) хл..пот­ли­вый отец, ме­сто­пол..жение
3) похв..ла, к..снуть­ся рукой
4) к..митет, разр..стись по­все­мест­но
5) уб..рать квар­ти­ру, с..мфо­ния
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..кле­ить к кон­вер­ту
2) пр..сты­дить лен­тяя
3) из пр..данья ста­ри­ны глу­бо­кой
4) пр..об­ра­зо­вать что-либо
5) пр..вивка про­тив грип­па
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) во(с/сс)тание
2) а(ф/фф)оризм
3) те(р/рр)аса
4) папуа(с/сс)кий
5) ра(с/сс)те­реть
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сол­неч­ным луч..м
2) лиш..н под­держ­ки
3) береж..т
4) ч..рст­вый
5) бесш..вный
5.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ста­рич..к
2) сч..тчик
3) с плащ..м
4) во­оруж..н
5) под­стриж..т
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ключ..к, коч..вать по степи
2) в этом сце­на­ри.., за тянущ..мся шлей­фом
3) мин­дал..вый, ружь..цо
4) о ска­зоч­ном злоде.., на зыбуч..м песке
5) солом..нка, уклонч..вый
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) он услыш..т
2) часто по­вто­ря..мый
3) за­во­рач..вать
4) если вы пе­ре­пряч..те
5) подта..вший снег
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)слож­ная, но сроч­ная ра­бо­та; гряд­ки (не)вско­па­ны
2) да­ле­ко (не)про­стой выбор; в ней го­во­рит (не)зло­па­мят­ность, а обида
3) до­воль­но (не)обыч­ное хобби; (не)строй­но под­пе­вать
4) (не)думая о близ­ких людях; (не)бли­ста­ю­щий ост­ро­уми­ем
5) (не)при­глашённые на ужин дру­зья; (не)дви­га­ю­щий­ся объ­ект.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) рас­сказ (не)про­чи­тан уче­ни­ка­ми; край­не (не)умест­ное за­ме­ча­ние
2) (не)лю­бив­ший жару; (не)наши со­се­ди
3) (не)оце­ни­мый вклад; (не)про­дол­жи­тель­ная, но на­сы­щен­ная по­езд­ка
4) (не)кра­си­вый, а без­об­раз­ный по­сту­пок; (не)думая о по­след­стви­ях
5) (не)пись­мен­ный стол; ни­чуть (не)веж­ли­вый ответ
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Я, как 1)н.. всмат­ри­вал­ся в ве­чер­ние су­мер­ки, к со­жа­ле­нию, 2)н..чего впе­ре­ди 3)н.. видел. И это 4)н.. могло 5)н.. вол­но­вать меня, по­сколь­ку в тем­но­те весь­ма легко можно было сбить­ся с пути и за­блу­дить­ся.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
11.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых во всех слу­ча­ях пи­шет­ся ни и раз­дель­но:

1) (Н..)кто (н..)где (н..)забыт.
2) Нет у меня (н..)дру­зей, (н..)вра­гов.
3) (Н..)могу (н..)вос­хи­щать­ся за­ка­том!
4) О своём ре­ше­нии ди­рек­тор за­во­да со­об­щит нам (н..)то зав­тра, (н..)то по­сле­зав­тра.
5) Куда (н..)глянь, (н..)души.
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) И что(бы) ни рас­ска­зы­ва­ли Жень­ке, он умел хра­нить тайну.
2) Пусть она и стар­ше, (за)то у неё не такая длин­ная коса.
3) Позже я узнал, по­че­му они не при­е­ха­ли (во)время.
4) (В)близи дома, где мы оста­но­ви­лись, про­хо­ди­ла же­лез­ная до­ро­га.
5) Ero бо­лезнь док­тор опре­де­лил (на)глаз, без вся­ких ана­ли­зов.
13.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Ад­ре­сант, к сча­стью, от­пра­вил важ­ное пись­мо во­вре­мя.
2) Про­из­во­ди­те­лям при­ш­лось уде­ше­вить сто­и­мость от­дель­ных то­ва­ров для на­се­ле­ния.
3) Учеб­ные за­ня­тия в уни­вер­си­те­те нач­нут­ся в на­ча­ле сен­тяб­ря ме­ся­ца.
4) Наш фи­нан­со­вый ди­рек­тор об­ла­да­ет хо­ро­ши­ми ор­га­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми.
5) В ко­ри­до­ре было так темно, что хоть глаз вы­ши­би.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Небо вдруг по­тем­не­ло и под­нял­ся ветер.
2) Не­по­движ­ный отя­же­лев­ший от сы­ро­сти воз­дух ка­за­лось на­ва­лил­ся на землю.
3) Самым кра­си­вым в нашем саду был ко­неч­но этот куст си­ре­ни.
4) Пред­при­я­тие может быть успеш­ным если все при­ло­жат долж­ные уси­лия.
5) Оче­вид­но что выход из этой си­ту­а­ции найти будет труд­но.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Ко­неч­но в дру­гое время он не за­ду­мы­ва­ясь по­сле­до­вал бы за то­ва­ри­ща­ми.
2) Ка­за­лось что слу­шая мои от­ве­ты сосед ух­мы­лял­ся .
3) Он по-преж­не­му не знал что ска­зать брату когда тот проснётся.
4) Ве­ро­ят­но он устал после лыж­ной про­гул­ки и те­перь спит.
5) До боль­ни­цы од­на­ко оста­ва­лось ещё не­сколь­ко миль.
16.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все лица на­хму­ри­лись_ и в ти­ши­не по­слы­ша­лось крях­те­нье_ и по­каш­ли­ва­ние Ку­ту­зо­ва.
2) За свою жизнь я на вер­ши­ны гор под­ни­мал­ся_ и по реке на бай­дар­ке пла­вал_ и в пе­ще­ры лазил.
3) Этот степ­ной про­стор при­вле­ка­ет не­из­вест­но­стью_ и про­буж­да­ет в душе жажду пу­те­ше­ствий_ полётов_ и от­кры­тий.
4) Меня могли вы­ру­чить или чудо_ или по­мощь дру­зей_ или упор­ный труд.
5) Она мо­ло­да_ и кра­си­ва, умна_ и ни­чуть не за­нос­чи­ва.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, с ко­то­ры­ми можно со­гла­сить­ся:

1) Су­ще­стви­тель­ные «па­роль» и «вуаль» муж­ско­го рода.
2) При­ла­га­тель­ное «рад» упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в крат­кой форме.
3) У чис­ли­тель­но­го «сто» сов­па­да­ют формы всех кос­вен­ных па­де­жей, кроме ви­ни­тель­но­го.
4) «Некто» — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния «не­ко­го».
5) В пред­ло­же­нии «Вик­то­рия Львов­на Чер­няв­ская ни­ко­гда не была за­му­жем» вы­де­лен­ное на­ре­чие вы­пол­ня­ет функ­цию об­сто­я­тель­ства.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Биб­лио­те­карь пре­ду­пре­ди­ла стро­го: — Не уно­си­те книгу из зала! — Хо­ро­шо, я толь­ко по­смот­рю оглав­ле­ние, — за­ве­рил Ва­лен­тин.
2) «Мне к ра­бо­те не при­вы­кать», — храб­ро ска­зал пар­ниш­ка.
3) — Он на три года мо­ло­же тебя, — воз­му­ти­лась она и хо­лод­но при­ба­ви­ла: — И у него нет по­сто­ян­но­го места ра­бо­ты.
4) «Ты, милок, — хитро при­щу­рив­шись, про­изнёс ста­рик: — По­жи­ви с моё, тогда и спорь».
5) Шарль де Ко­стер счи­тал, что: «счаст­лив тот, кто и в чёрные дни со­хра­ня­ет чи­сто­ту серд­ца».
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Плу­тарх счи­тал, что: «Сила речи со­сто­ит в уме­нии вы­ра­зить мно­гое в не­мно­гих сло­вах».
2) «Хо­ро­шая книга», — писал Л. Тол­стой, — «точно бе­се­да с умным че­ло­ве­ком».
3) Ф. Шил­лер утвер­ждал: «Тот, кто ни­че­го не бо­ит­ся, не менее мо­гу­ще­ствен, чем тот, кого все бо­ят­ся».
4) «Да, я ино­гда про­смат­ри­ваю эту га­зе­ту, — ска­зал Чва­нов и до­ба­вил: — Там ин­те­рес­ные объ­яв­ле­ния пе­ча­та­ют­ся».
5) — Я буду бо­роть­ся, чтобы от­сто­ять свою точку зре­ния, — твёрдо про­изнёс Пётр.
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Учи­тель­ни­ца при­го­то­ви­ла для меня за­да­ния_ как по фо­не­ти­ке_ так и по ор­фо­гра­фии.
2) Косой дождь, го­ни­мый силь­ным вет­ром, лил_ как из ведра.
3) Дочь его вы­со­ка и строй­на_ как мо­ло­дая че­реш­ня.
4) Перед нами вдруг по­явил­ся не кто иной_ как наш гроз­ный ди­рек­тор.
5) Тур­ге­нев про­сла­вил­ся_ как пи­са­тель, об­ла­да­ю­щий уди­ви­тель­ным даром ви­деть и чув­ство­вать при­ро­ду.
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му «на­мы­лить шею»:

1) за­дать жару
2) на­кру­тить хвост
3) ше­ве­лить моз­га­ми
4) с го­ло­вы до пят
5) си­деть на шее
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Ува­жать себя труд­нее, чем лю­бить.

1) лич­ное
2) воз­врат­ное
3) 1-го лица
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

Ука­жи­те, в каких пред­ло­же­ни­ях грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва подчёрк­ну­та пра­виль­но:

1) Про­шлое не нужно во­ро­шить..
2) Един­ствен­ным пред­ме­том в толь­ко что от­ре­мон­ти­ро­ван­ном ка­би­не­те гео­ло­га был ба­ро­метр.
3) Ран­ним утром Мат­вей пошел осмат­ри­вать вы­ки­ну­тые с ве­че­ра на берег сна­сти.
4) Лес­ная тро­пин­ка го­раз­до длин­нее.
5) Фёдор Ва­си­лье­вич, вы­пи­ши­те, по­жа­луй­ста, граж­да­ни­на Без­дом­но­го в город.
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Бек­ке­рель ис­пы­тал ра­дость, о ко­то­рой меч­та­ет любой учёный.

1) На­чаль­ная форма — ис­пы­ты­вать
2) со­вер­шен­но­го вида
3) пе­ре­ход­ный
4) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
5) в форме 3-го лица
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Песни (цы­га­нов, цыган) ме­ло­дич­ны и са­мо­быт­ны.
2) На этом во­про­се сле­ду­ет оста­но­вить­ся (более по­дроб­нее, по­дроб­нее).
3) Кре­пость на­хо­дит­ся в (по­лу­то­рас­та, по­лу­то­рас­тах) ки­ло­мет­рах от го­ро­да.
4) У (неё, ней) ни­че­го не проси, всё равно не даст.
5) Пока я (вы­кла­ды­вал, вы­ла­жи­вал) из рюк­за­ка про­дук­ты, Петя сбе­гал за водой.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Про­чи­тан­ные книги в клас­се часто об­суж­да­ют­ся уче­ни­ка­ми в се­мей­ном кругу.
2) Наш су­ро­вый учи­тель кри­ти­ко­вал и при­ди­рал­ся к каж­до­му слову.
3) Оши­бать­ся в людях — весь­ма про­сти­тель­ная сла­бость для столь мо­ло­до­го че­ло­ве­ка.
4) Окон­чив учи­ли­ще, мно­гие из нас оста­лись ра­бо­тать в род­ном го­ро­де.
5) Юра ехид­но спро­сил, что не со­би­ра­ем­ся ли мы ябед­ни­чать.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пет­ров воз­мущённо за­кри­чал, что при­не­си сей­час же две мои книги!
2) При­ни­мая ре­ше­ние, учи­ты­ва­лось мне­ние ав­то­ри­тет­ных учёных.
3) К концу XIX века город Орша пре­вра­тил­ся в круп­ный же­лез­но­до­рож­ный узел.
4) Ре­дак­тор нашёл и ука­зал на не­до­стат­ки в ста­тье мо­ло­до­го ав­то­ра.
5) На­граж­де­ние пи­са­те­ля пре­ми­ей ещё раз под­твер­жда­ет о зна­че­нии его твор­че­ства для под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Части речи, грам­ма­ти­че­ские свой­ства слов и пра­ви­ла их сло­во­из­ме­не­ния изу­ча­ют­ся в мор­фо­ло­гии.
2) Раз­го­вор­ный стиль речи ис­поль­зу­ет­ся в бе­се­де со зна­ко­мы­ми лю­дь­ми в не­при­нуждённой об­ста­нов­ке.
3) Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида.
4) Пред­ло­же­ние Мне стало скуч­но яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным опре­делённо-лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах про­жить, про­жи­ла уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
29.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Оглу­ше­ние и озвон­че­ние про­ис­хо­дит толь­ко на конце слов.
2) В си­но­ни­ми­че­ский ряд объ­еди­ня­ют­ся слова, близ­кие по зна­че­нию.
3) При сло­во­из­ме­не­нии об­ра­зу­ют­ся формы од­но­го и того же слова.
4) Все при­ла­га­тель­ные имеют крат­кую форму.
5) Слово, ко­то­рое в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­ра­ще­ни­ем, за­клю­ча­ет­ся в ка­выч­ки.
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Да это уже и не так важно, — ска­за­ла Варя и, по­ду­мав, до­ба­ви­ла. — Ни­че­го уже, к со­жа­ле­нию, не ис­пра­вишь».
2) По сло­вам кри­ти­ка В. Г. Бе­лин­ско­го: «Та­тья­на — ред­кий, пре­крас­ный цве­ток, слу­чай­но вы­рос­ший в рас­се­ли­не дикой скалы».
3) «Пора смот­реть прав­де в глаза», — по­ду­мал Алек­сей Шур­милёв.
4) «Ты пло­хой стра­тег!» — почти крик­ну­ла она на Фёдора. — «Кто пло­хой стра­тег? Я?»
5) — Вот ви­ди­те, — ска­зал мно­го­зна­чи­тель­но Эрнст, — со­зда­вать сча­стье — это вы­со­кий труд.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те во 2-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Ро­ди­на пись­ма  — Древ­ний Во­сток. (2) На­ид­рев­ней­шей счи­та­ет­ся пись­мен­ность шу­ме­ров, ко­то­рая воз­ник­ла более пяти тысяч лет назад. (3) Су­ще­ству­ет ги­по­те­за, что из шу­мер­ско­го пись­ма про­ис­хо­дят все осталь­ные пись­мен­но­сти (кроме пись­ма майя). (4) Шу­мер­ское пись­мо хо­ро­шо изу­че­но, из­вест­на его мно­го­ве­ко­вая эво­лю­ция от пик­то­грамм к сло­вес­ным и затем к сло­вес­но-сло­го­вым зна­кам.

(5) Самые ран­ние об­раз­цы шу­мер­ской пись­мен­но­сти  — это бирки с пе­ча­тью и по­мет­кой о ко­ли­че­стве пред­ме­тов или жи­вот­ных. (6) Затем по­яви­лись более слож­ные учётные таб­ли­цы. (7) Вы­да­ю­щим­ся до­сти­же­ни­ем шу­ме­ров было то, что ко­ли­че­ство они обо­зна­ча­ли от­дель­ным зна­ком. (8) На­при­мер, пяти ко­ро­вам со­от­вет­ство­ва­ли пять кру­жоч­ков и ри­су­нок ко­ро­вы, а не пять ри­сун­ков ко­ро­вы, как в дру­гих пись­мен­но­стях. (9) По­сте­пен­но си­сте­ма услож­ня­лась: по­яви­лись стан­дарт­ные знаки  — иеро­гли­фы, с по­мо­щью ко­то­рых легче всего было изоб­ра­жать кон­крет­ные пред­ме­ты. (10) С те­че­ни­ем вре­ме­ни знач­ки всё менее по­хо­ди­ли на ри­сун­ки. (11) У шу­ме­ров по­яви­лись стан­дарт­ные услов­ные знаки, со­сто­яв­шие из кли­но­об­раз­ных чёрто­чек. (12) По форме кли­но­об­раз­ных чёрто­чек шу­мер­ское пись­мо в на­сто­я­щее время на­зы­ва­ют кли­но­пи­сью.

(13) Труд­нее всего было изоб­ра­жать аб­стракт­ные по­ня­тия, имена соб­ствен­ные. (14) В этом по­мо­гал ре­бус­ный прин­цип, при ко­то­ром, на­при­мер, знак стре­лы ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко для слова «стре­ла», но и для слова «жизнь». (15) Шу­ме­ры по­сто­ян­но при­ме­ня­ли ре­бус­ный прин­цип и за­кре­пи­ли за не­ко­то­ры­ми зна­ка­ми не кон­крет­ное зна­че­ние, а зву­ко­вое чте­ние.

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков мень­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Смог бы мир су­ще­ство­вать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с без­молв­ны­ми по­ги­ба­ю­щи­ми ле­са­ми и ни­чтож­ны­ми уро­жа­я­ми. (3) Рас­пло­ди­лись бы в огром­ном ко­ли­че­стве клещи, гры­зу­ны, убыт­ки от ко­то­рых ис­чис­ля­лись бы мил­ли­о­на­ми руб­лей. (4) Без птиц ни­че­го не оста­лось бы от наших уро­жа­ев. (5) Ведь птицы про­жор­ли­вы и съе­да­ют не­ве­ро­ят­ное ко­ли­че­ство жуков, па­у­ков, гу­се­ниц, мышей. (6) Боль­шая си­ни­ца, на­при­мер, уни­что­жа­ет за день до шести тысяч на­се­ко­мых, а пара ка­ню­ков ис­треб­ля­ет за лето до ты­ся­чи гры­зу­нов, что сбе­ре­га­ет пол­то­ры тонны зерна. (7) Как же бла­го­да­рен дол­жен быть че­ло­век своим пер­на­тым дру­зьям! (8) Как же бе­реж­но дол­жен он от­но­сить­ся к ним!

(9) У нас ещё есть воз­мож­ность со­хра­нить уди­ви­тель­ный мир при­ро­ды, од­на­ко одним ор­ни­то­ло­гам не под силу такое, не обой­тись им без по­мо­щи мно­же­ства лю­би­те­лей на­ту­ра­ли­стов. (10) Эта по­мощь за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в не­тер­пи­мом от­но­ше­нии к тем, кто губит пер­на­тых, но и в за­бо­те о лесе, о зелёном убран­стве го­ро­дов и сёл, в под­корм­ке птиц, устрой­стве гнез­до­вий.

(11) Каж­дый че­ло­век дол­жен осо­зна­вать свою граж­дан­скую от­вет­ствен­ность за судь­бу Земли. (12) Пока этого не будет, эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы не могут быть успеш­но ре­ше­ны.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 17—18 тек­ста из за­да­ния В1 на­ре­чие места и за­пи­ши­те его.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Все знают, как важно бе­речь в об­ли­ке нашей земли, нашей стра­ны всё то, что может тро­нуть че­ло­ве­че­ское серд­це и оста­вить о себе бла­го­дар­ную па­мять. (2) Од­на­ко, если при­смот­реть­ся, мы всё-таки плохо бережём то, что не­пре­мен­но надо бе­речь. (3) На­при­мер, ча­стень­ко на «клоч­ке земли, при­пав­шем к трём берёзам», можно уви­деть кучу бе­тон­но­го му­со­ра, или за­бы­тую ржа­вую се­ял­ку, или «не­тлен­ную» кучу по­ли­эти­ле­но­вых меш­ков из-под удоб­ре­ний. (4) Опуш­ки лесов и по­ло­сы ле­со­по­са­док в степи опа­ле­ны хи­ми­ка­та­ми, не­ак­ку­рат­но рас­пылёнными с самолёта. (5) Де­ре­вья в лесу ис­пач­ка­ны пят­на­ми мас­ля­ной крас­ки  — по­ме­ча­ли ту­ри­сти­че­ский марш­рут.

(6) Или ещё такой при­мер: зелёный тра­вя­ной склон горы не­ред­ко из­ре­зан гро­мад­ны­ми бук­ва­ми ка­ко­го-ни­будь при­зы­ва, на­при­мер: «Бе­ре­ги­те лес!». (7) До­сти­га­ет ли цели этот при­зыв, когда его вы­ру­ба­ют ло­па­той в зелёном дёрне? (8) После всего этого как-то даже не­лов­ко го­во­рить о тон­ко­стях вос­при­я­тия че­ло­ве­ком кра­со­ты пей­за­жа.

(9) Таким об­ра­зом, со­гла­си­тесь, за­бо­та об об­ли­ке нашей земли, без­услов­но, яв­ля­ет­ся очень важ­ной за­да­чей. (10) Ис­то­ки сы­нов­не­го чув­ства к от­чиз­не лежат там, где мы рож­да­ем­ся и живём. (11) Наша Ро­ди­на долж­на оста­вать­ся пре­крас­ной во всех угол­ках. (12) Это дело нашей со­ве­сти, нашей куль­ту­ры, это наш долг.

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

37.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30-А32 и В1-В5

(1) Павла Ми­хай­ло­ви­ча Тре­тья­ко­ва едва ли можно на­звать кол­лек­ци­о­не­ром в при­выч­ном смыс­ле этого слова. (2) По­свя­тив всю жизнь со­би­ра­нию кар­тин, отдав этому делу все силы и сред­ства  — от на­чаль­ной по­куп­ки кар­тин до воз­ве­де­ния зда­ния га­ле­реи,  — Тре­тья­ков по­сту­пал не как оди­ноч­ка-ис­ка­тель, а как со­зда­тель об­ще­на­род­но­го со­бра­ния изоб­ра­зи­тель­ных бо­гатств. (3) Всю жизнь он при­об­ре­тал кар­ти­ны, всё луч­шее в рус­ской на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си, а потом по­да­рил Москве.

(4) Пер­во­на­чаль­но Павел Ми­хай­ло­вич по­ку­пал кар­ти­ны со­вре­мен­ни­ков, от­да­вая пред­по­чте­ние ху­дож­ни­кам де­мо­кра­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния. (5) По­дол­гу про­ста­и­ва­ли по­се­ти­те­ли перед ярко-кра­соч­ны­ми ба­таль­ны­ми по­лот­на­ми ху­дож­ни­ка Ве­ре­ща­ги­на, перед об­ли­чи­тель­ным «Не­рав­ным бра­ком» Пу­ки­ре­ва или ис­то­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской «Княж­ной Та­ра­ка­но­вой» Фла­виц­ко­го.

(6) Затем у Тре­тья­ко­ва воз­ник­ла ин­те­рес­ная мысль  — по­ка­зать ис­кус­ство в дви­же­нии, в че­ре­до­ва­нии сти­лей и на­прав­ле­ний. (7) По­явил­ся зал с оду­хо­творёнными и воз­вы­шен­ны­ми порт­ре­та­ми, ко­то­рые были на­пи­са­ны ста­ры­ми ма­сте­ра­ми: Ле­виц­ким, Бо­ро­ви­ков­ским, Ро­ко­то­вым, а также более близ­ки­ми по вре­ме­ни к Тре­тья­ко­ву ху­дож­ни­ка­ми  — Тро­пи­ни­ным, Ве­не­ци­а­но­вым, Брюл­ло­вым.

(8) Со­бы­ти­ем ху­до­же­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жизни Моск­вы, да и всей Рос­сии, стало по­яв­ле­ние в га­ле­рее таких круп­ных по­ло­тен, как «Иван Гроз­ный и сын его Иван» Ильи Ре­пи­на, «Утро стре­лец­кой казни», «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» Ва­си­лия Су­ри­ко­ва, «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» Алек­сандра Ива­но­ва.

(9) Тре­тья­ков все­гда по­ра­жал без­оши­боч­но­стью вкуса. (10) Это поз­во­ли­ло ему со­брать ве­ли­ко­леп­ную кол­лек­цию кар­тин и со­здать музей на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 5—8) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 3) в об­ласть от­ве­тов.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   за­вя­зоч­ка

Б.   осла­бе­лый

В.   на­ут­ро

Г.   под­бит

1.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

2.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

3.  при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

4.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   На­ко­нец подошёл ав­то­бус.

Б.   Не было слыш­но даже го­ло­сов.

В.   Во­пре­ки про­гно­зам зима ока­за­лась тёплой.

Г.   Я слы­шал, будто кон­суль­та­цию от­ме­ни­ли.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ожи­дать — это тоже пред­чув­ствие сча­стья. Б.  Век живи, век учись.

B.  Избы в селе Пле­ще­ев­ка очень ак­ку­рат­ные.

Г.  По жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.